Доставка по всей России!
Конструктивное и материальное исполнение, технические характеристики, габаритные размеры и механические свойства ограждений дорожных удерживающих боковых (ОДУБ) для автодорог определяются требованиями ГОСТ Р 52607.
Боковыми удерживающими ограждениями называются металлоконструкции, которые устанавливаются на обочинах автодорог и магистралей. Основное назначение конструкций — предотвращение таких ситуаций, как съезд автомашин с дорожного полотна, пересечение разделительной полосы, столкновение с различными препятствиями, инженерными сооружениями и транспортом, движущимся по встречной полосе. ОДУБ, устанавливаемое на обочинах транспортных магистралей, состоит из рабочего (УР), начального (УН) и концевого (УК) участков. УН и УК на разделит.полосе понижаются до уровня дорожного покрытия.
Таблица. Минимальные размеры УН и УК
Категория автодороги | Мин.длина | |
УН | УК | |
первая | 25,0 м | 15,0 м |
вторая, третья | 18,0 м | 12,0 м |
четвертая, пятая | 12,0 м | 12,0 м |
На участках с автомоб.мостами дорожное ограждение сопрягается с мостовым ограждением с помощью переходной конструкции, что позволяет обеспечить безопасность движущегося транспорта на всем протяжении дорожного полотна. Переходные участки используются и для соединения других типов ограждающих конструкций (мостовых, фронтальных, защитных, дорожных). Ширина просвета между балкой и дорожным полотном составляет 0,3-0,45 м.
Для стыковки элементов ОДУБ в единую конструкцию применяются болтовые соединения. Дорожные ограждения и металлические элементы ж/б ограждений проектируются с покрытием, обеспечивающим надежную защиту от почвенной и электрохимической коррозии. Толщина защитного слоя, нанесенного в процессе горячего цинкования, составляет 0,08 мм для основных элементов и 0,03 мм для метизов. Если покрытие наносится термическим способом, то его толщина должна составлять 0,12 мм и 0,06 мм соответственно. При создании защитного покрытия с применением ЛКМ учитываются требования технической документации. Для изготовления ж/б элементов конструкции используется бетонный раствор класса не ниже B35 по ГОСТ 266ЗЗ и морозостойкостью от F200 до F300.
Характеристики рабочих ОДУБ указываются в маркировке при помощи специальных обозначений.
Обозначения, применяемые в маркировке ОДУБ:
Пример маркировки с расшифровкой:
Дополнительно после обозначения госстандарта указываются такие характеристики, как удерживающ.способность, высота конструкции, шаг установки вертикальных стоек, прогиб балки.
Для автодорог, мостов и городских улиц используются ограждающие конструкции с удерживающ.способностью от 1 до 10.
Таблица. Уровни удерживающ.способности
Уровень удержания | Параметры в килоджоулях |
Y1 | 130,0 |
Y2 | 190,0 |
Y3 | 250,0 |
Y4 | 300,0 |
Y5 | 350,0 |
Y6 | 400,0 |
Y7 | 450,0 |
Y8 | 500,0 |
Y9 | 550,0 |
Y10 | 600,0 |
Ограждающ.конструкции подбираются исходя из сложности дорожных условий — от А до Ж по ГОСТ P 52289.
Таблица. Ограждения с минимальн. уровнем удерживающ.способности для участков разного уровня сложности дорожных условий.
Участок | Уклоне дорожн. полотна | Группа сложн. дорожн. условий | Кат.автодорог и кол-во полос | |||||
первая | вторая | третья | четверт. | пятая | ||||
6 полос | 4 | от 2 до 4 | 2 | 1 | ||||
Уровни удержив.способности | ||||||||
Прямолинейн.участки и обочины | до 40% | А | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | ||
Б | Y4 | Y3 | Y2 | Y1 | ||||
40% и выше | А | Y6 | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | ||
Б | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | Y1 | |||
Обочины на спусках и после них на участк. дл.100 м | до 40% | А | Y6 | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | |
Б | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | Y1 | |||
40% и выше | А | Y7 | Y6 | Y5 | Y4 | Y3 | ||
Б | Y6 | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | |||
Обочины на вогнут.кривых | - | А | Y6 | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | |
Б | Y5 | Y4 | Y3 | Y2 | Y1 | |||
Разделит. полосы | - | А | Y6 | Y5 | - | |||
Б | Y5 | Y4 |
Таблица. Минимальн.уровень удерживающ.способности для мостов
Кат. автодороги/кол-во полос | Огражд.для автодорог с тротуарами и служебн.проходами | Огражд.без тротуаров и служебн.проходов | ||||
Группа сложн. дорожн.условий | ||||||
B | Г | Д | B | Г | Д | |
первая/6 | Y8 | Y6 | Y5 | Y9 | Y7 | Y6 |
первая/4 и вторая/4 | Y7 | Y5 | Y4 | Y8 | Y6 | Y5 |
вторая/2, З | Y5 | Y4 | Y3 | Y6 | Y5 | Y4 |
третья/2 | Y4 | Y3 | Y2 | Y5 | Y4 | Y3 |
четвертая/2 и пятая/1 | Y3 | Y2 | Y1 | Y4 | Y3 | Y2 |
Таблица. Требования к барьерн.ограждениям для мостов, дорог и улиц в черте города
Тип объекта | Гр.сложности дорожн.условий | Для дорог и улиц | Для мостовых конструкций | |
с тротуарами | без тротуаров | |||
Скоростные дороги | E | Y3 | Y4 | Y5 |
Общегородские | Ж | Y2 | Y3 | Y4 |
Регулируемые | E | Y2 | ||
Общегородск. регулируемые | Ж | Y1 | Y2 | Y3 |
Районные | E | |||
Местн.значения | Ж | Y1 | Y2 |
Ограждающие конструкции считаются безопасными для людей, находящихся в салоне автомобиля в том случае, если они удовлетворяют следующим условиям:
Конструкция боковых ограждений состоит из стоек и балок с консолями, энергопоглощающими вставками и светоотражателями.
Таблица. Особенности конструкции односторонних ОДУБ
УУС | ЭУ | ВО | КБ | ТБ | ШС | ВС | МЭ | ДПО | РШО | ВО |
Y1 | 130 | 0,75 | 1 | 3 | 3 | [№12(СДГ) | СД-1,6Ш12(СДГ L-1600) | 1,08 | 1,13 | 19,32 |
4 | [№16(СДС) | СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 1,00 | 1,10 | 19,12 | |||||
Y2 | 190 | 4 | 1 | I№14 | СД-1,6Д14 | 0,40 | 0,50 | 43,14 | ||
3 | 2 | [№12(СДГ) | СД-1,6Ш12(СДГ L-1600) | 1,08 | 1,13 | 22,82 | ||||
[№16(СДС) | СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 0,59 | 0,70 | 25,93 | ||||||
2,5 | 0,80 | 1,00 | 23,22 | |||||||
3 | СДС([№16) | СДС-1,6(СД-1,6Ш16) | 1,00 | 1,10 | 21,22 | |||||
4 | I№14 | СД-1,6Д14 | 0,95 | 1,15 | 25,33 | |||||
3 | I№14 | 1,10 | 1,40 | 21,22 | ||||||
4 | [№16(СДС) | СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 1,10 | 1,20 | 19,12 | |||||
Y3 | 250 300 | 4 | 1 | I№14 | СД-1,6Д14 | 0,50 | 0,65 | 43,14 | ||
2 | [№12(СДГ) | СД-1,6Ш12(СДГ L-1600) | 1,08 | 1,13 | 27,03 | |||||
3 | [№14 | СД-1,6Ш14 | 0,90 | 1,00 | 24,42 | |||||
[№16(СДС) | СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 0,80 | 1,00 | 25,93 | ||||||
4 | I№14 | СД-1,6Д14 | 0,80 | 1,05 | 29,73 | |||||
3 | 2,5 | [№16(СДС) | СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 1,10 | 1,20 | 23,22 | ||||
4 3 | 3 | СДС([№16) | СДС-1,6(СД-1,6Ш16) | 1,00 | 1,10 | 25,33 | ||||
Y4 | 1 | [№12(СДГ) | СД-1,6Ш12(СДГ L-1600) | 1,08 | 1,13 | 37,54 | ||||
I№14 | СД-1,6Д14 | 0,60 | 0,80 | 43,14 | ||||||
1,5 | [№12(СДГ) | СД-1,6Ш12(СДГ L-1600) СД-1,6Ш16(СДС-1,6) | 1,25 | 1,35 | 26,43 | |||||
1 | [№16(СДС) | 0,50 | 0,60 | 39,54 | ||||||
1,5 | [№16(СДС) | 0,80 | 1,00 | 30,43 | ||||||
4 | I№14 | СД-1,6Д14 | 0,80 | 1,05 | 34,23 | |||||
3 | 2 | [№16(СДС) (СД-1,6Ш16) | СДС-1,6 | 0,98 | 1,10 | 25,93 | ||||
Y1 | 130 | 4 | 4 | [№16(СДС) | СД-1,6Ш16-2(СДС-1,6-2(1) | 1,45 | 1,50 | 22,22 | ||
Y2 | 190 | 3 | 3 | 1,35 | 1,45 | 20,12 | ||||
Y3 | 250 | 2,5 | [№16(СДС) | 21,62 | ||||||
Y4 | 300 | 2 | СДС([№16) | СДС-1,6-2(1)(СД-1,6Ш16- | 1,05 | 1,10 | 23,22 | |||
Y5 | 350 | 1,1 | 2 | СДС-2,0(СД-2,0Ш16) | 0,69 | 1,05 | 42,14 | |||
1,15 | 2,0 | 1,00 | 1,20 | 42,14 | ||||||
1,1 | 4 | 3 | I№14 | СД-2,0Д14 | 1,00 | 1,10 | 42,74 | |||
3 | СДС([№16) | СДС-2,0(СД-2,0Ш16) | 0,91 | 1,01 | 36,24 | |||||
4 | I№16 | СД-2,0Д16 | 1,10 | 1,20 | 41,94 | |||||
Y6 | 400 | 3 | 2 | [№16(СДС) | СД-2,0Ш16(СДС-2,0) | 0,91 | 1,01 | 42,44 | ||
4 | СДС([№16) | СДС-2,0(СД-2,0Ш16) | 0,69 | 1,05 | 46,25 | |||||
Y7 | 450 | 0,91 | 1,01 | 46,25 | ||||||
4 | 2 | 0,69 | 1,05 | 50,35 | ||||||
Y8 | 500 | 3 | I№16 | СД-2,2Д16 | 0,82 | 1,10 | 45,85 | |||
Y9 | 550 | 4 | 54,05 | |||||||
- | 720 | 1,45 | 3 | 1,3 | СД-2,6Ш16 | 1,70 | 1,80 | 80,08 |
Каждая партия ОДУБ проходит ряд испытаний, целью которых является определение уровня удерживающ.способности. Программа испытаний включает в себя воздействие на ограждающие конструкции нагрузок с изменением скорости, угла и траектории наезда испытательного автомобиля, размеров кабины, уровня перегрузки, которая действует на автомобиль при столкновении с ОДУБ.
Проведение испытаний в разных режимах позволяет определить способность конструкции воспринимать воздействие статических и ударных нагрузок, а также определить удерживающ.способность для разных видов транспорта — легковых и грузовых машин, автопоездов, городских автобусов.
Работы по проектированию и изготовлению ОДУБ могут выполнять предприятия, у которых имеются соответствующие сертификаты, разрешения и допуски. При разработке проектной и технической документации учитываются требования государственных стандартов, предполагаемая масса ТС, скорость движения по дороге и угол наезда на ОДУБ. При совершенствовании и/или модернизации ограждений актуальные значения механических свойств и габаритных размеров определяются по результатам испытаний на специальных полигонах. Проведение испытаний является необходимым, поскольку в процессе совершенствования или модернизации конструкций подразумевается изменение прочности используемых материалов, узлов крепления и сечения элементов.